История района: 10 лет назад в Сокольниках квартировал гренадерский полк, основанный Суворовым
В начале прошлого века в Сокольниках располагался 11-й гренадерский Фанагорийский генералиссимуса князя Суворова полк. Несколько батальонов занимали помещения в Сокольнических казармах, а в домах на 8-й Сокольнической улице (сейчас 2-я Сокольническая) — музыкантская команда, о которой и пойдёт речь, сообщили в свежем номера газеты «Восточный округ».
«Музыка утраивает армию»
Весной 1790 года прославленный полководец выбрал лучших солдат из разных гренадерских рот, которые изначально комплектовались настоящими богатырями. Само слово «гренадер» французского происхождения. Так в Европе называли солдат-штурмовиков, умеющих обращаться с ручными гранатами. Они были физически крепкими, рослыми, всегда шли в авангарде.
С неменьшим тщанием Суворов подбирал и музыкантскую команду из барабанщиков и флейтистов. Во время боя музыканты громкими и пронзительными сигналами давали знать своему войску, что нужно делать: продолжать атаку, перестраиваться или отступать. Впервые проявить себя в сражении им предстояло в том же 1790 году при штурме неприступного Измаила — крепости недалеко от Одессы.
«Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая… Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знамёнами и громкогласной музыкой взял я Измаил», — говорил полководец.
Георгиевские трубы
Особую отвагу гренадеры 11-го Фанагорийского полка проявили в сражении при Бородине в 1812 году. Имена 21 офицера высечены на мраморных досках в храме Христа Спасителя. По свидетельству современников, за солдатами и офицерами неотступно следовали полковые музыканты: подавали боевые сигналы, ускоряли темп атаки барабанной дробью, поднимали воинский дух громкой музыкой. Всё, как описывал в своей книге «Наука побеждать» сам Суворов: «Начинает барабан, бьёт свои три колена; его сменяет музыка, играет полный поход; паки барабан. И так сменяются между собой. Бить и играть скорее, от того скорее шаг».
А с 1877 года музыканты Фанагорийского полка в особо торжественных случаях подавали сигналы серебряными георгиевскими трубами. Это были полковые реликвии, высшие символы отличия за доблесть и геройство. Их вручили полку вместе с Георгиевским знаменем за подвиги в сражениях во время Русско-турецкой войны. На трубах было выгравировано: «За разбитие и пленение турецкой армии под Плевною 28 ноября 1877 года».
Маршировали под арию Фигаро
После Отечественной войны 1812 года у каждого известного полка появился собственный марш. Музыкантская команда исполняла его на учениях, на парадах, на разводе караулов и других воинских церемониалах. Интересно, что зачастую для марша заимствовался подходящий мотив из популярных опер и других музыкальных произведений.
«В основу « Марша 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова полка» легла ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» («Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый…»), — писала доктор искусствоведения Эльвира Петри.
Ну а в мирное время полковые музыканты поднимали настроение жителям провинциальных городков. Даже единственная ночёвка полка, следующего на учения, вызывала невероятный переполох.
«К-ские дамы, заслышав приближение полка, бросили горячие тазы с вареньем и выбежали на улицу, — писал Чехов в рассказе «Муж». — Забыв про своё дезабилье и растрёпанный вид, тяжело дыша и замирая, они стремились навстречу полку и жадно вслушивались в звуки марша. Глядя на их бледные, вдохновенные лица, можно было подумать, что эти звуки неслись не из солдатских труб, а с неба.
— Полк! — говорили они радостно. — Полк идёт!..