Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о безопасности дородного движения
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам, приобретая масштабы национального бедствия.
Анализ статистических данных свидетельствует, что ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения около 300 тыс. человек. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет составил 294083 тыс. человек.
Более десяти млрд. рублей составляет размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за последние десять лет.
Общие требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности дорожного движения, полномочия прокурора при осуществлении данного направления надзорной деятельности регламентированы ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
Одним из направлений деятельности прокуратуры в данном направлении является осуществление надзора за исполнением законов в сфере организации подготовки водителей и получения права на управление транспортными средствами.
Объектами прокурорских проверок являются управления, отделы, отделения ГИБДД МВД (непосредственно проверки проводятся в подразделениях экзаменационной работы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности и лицензионный контроль в отношении организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. При необходимости проверки проводятся непосредственно в таких организациях.
Основные обстоятельства, подлежащие установлению в ходе проверок:
— наличие в организациях, осуществляющих подготовку водителей, лицензий на осуществление образовательной деятельности;
— соответствие используемых ими учебных программ, учебных планов примерным программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий.
-наличие в штате преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы;
— надлежащее техническое оснащение учебных кабинетов и транспортных средств, используемых в процессе обучения;
— соблюдение в ходе обучения требований п. 21 ПДД к учебной езде;
-соблюдение лицензирующими органами требований законодательства при выдаче лицензий и осуществлении лицензионного контроля (соответствует ли закону применяемый порядок выдачи лицензий и требуется ли лицензирующим органом исчерпывающий перечень предусмотренных законом документов для предоставления лицензии, каков охват проверками лицензиатов из числа организаций, осуществляющих подготовку водителей, результативность контрольных мероприятий, насколько обоснованны и своевременны применяемые меры реагирования, в том числе в виде привлечения к административной ответственности);
— соблюдается ли экзаменационными подразделениями органов ГИБДД установленный законодательством порядок приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами;
— отвечает ли квалификация экзаменатора, возраст и водительский стаж установленным законодательством требованиям;
— соответствует ли транспортное средство, используемое для проведения экзаменов, и техническое оснащение автодромов действующим нормам;
— во всех ли случаях органами ГИБДД обеспечивается путем изъятия водительских удостоверений исполнение постановлений судей о лишении права управления транспортным средством (ст. 32.5, 32.6 КоАП РФ).
Типичные нарушения закона, выявляемые прокурорами:
производственного обучения, имеющих необходимую квалификацию и опыт работы;
— надлежащее техническое оснащение учебных кабинетов и транспортных средств, используемых в процессе обучения;
— соблюдение в ходе обучения требований п. 21 ПДД к учебной езде;
-соблюдение лицензирующими органами требований законодательства при выдаче лицензий и осуществлении лицензионного контроля (соответствует ли закону применяемый порядок выдачи лицензий и требуется ли лицензирующим органом исчерпывающий перечень предусмотренных законом документов для предоставления лицензии, каков охват проверками лицензиатов из числа организаций, осуществляющих подготовку водителей, результативность контрольных мероприятий, насколько обоснованны и своевременны применяемые меры реагирования, в том числе в виде привлечения к административной ответственности);
— соблюдается ли экзаменационными подразделениями органов ГИБДД установленный законодательством порядок приема квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами;
— отвечает ли квалификация экзаменатора, возраст и водительский стаж установленным законодательством требованиям;
— соответствует ли транспортное средство, используемое для проведения экзаменов, и техническое оснащение автодромов действующим нормам;
— во всех ли случаях органами ГИБДД обеспечивается путем изъятия водительских удостоверений исполнение постановлений судей о лишении права управления транспортным средством (ст. 32.5, 32.6 КоАП РФ).